Русский язык
Аннотация к рабочим программам по русскому языку
5 класс (основное общее образование)
Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно - практическую направленность. Он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Одна из главных задач преподавания русского языка - здоровьесберегающие технологии (создание психологического микроклимата на уроке, индивидуальный подход к учащимся). Вместе с тем он выполняет и общепредметные задачи.
Специальные цели преподавания русского языка - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у уч-ся научно - лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования орфографических и пунктуационных навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи уч-ся; обучения связно излагать мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция- это знания уч-ся о самой науке «Русский язык», ее разделах, элементарные сведения о ее методах, этапах развития.
Общепредметные задачи работы по русскому языку - воспитание учащихся средствами предмета: развитие логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Рабочая программа «Русский язык 5 кл.» разработана на основании нормативных правовых документов: федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Закона об образовании РФ, с опорой на Федеральный базисный учебный план и примерный учебный план.
Основа рабочей программы – авторская программа общеобразовательных учреждений М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского для 5-9 кл. по русскому языку. «Русский язык 5-9 классы». Программы. 5 класс. М., Просвещение, 2008.
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 5,6,7 кл.изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Курс синтаксиса - предмет изучения в 8-9 кл. (начальные понятия вводятся в 5 кл.) Материал расположен с учетом возрастных возможностей уч-ся. Темы «Лексика», «Словообразование», «Имя сущ.», «Имя прилаг.», «Глагол» даются в 5 и 6 кл. Сведения по стилистике и речеведению - в 5, 6, 9 кл. Работа по культуре речи проводится во всех классах. В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, что позволяет решать воспитательные задачи и создавать эмоциональный настрой на уроке. Эти знания обобщаются в 9 кл. в разделе «Общие сведения о языке». Учащиеся могут прочно усвоить материал благодаря значительному месту в программе повторению. В 5 кл. определено содержание этой работы (соблюдена преемственность между начальным и средним звеном обучения). В рабочих программах для 6-9 кл. учитель сам их распределяет.
Темы по развитию речи пропорционально распределяются между грамматическим материалом (обеспечение равномерности обучения речи).
Одно из основных направлений программы русского языка в 5-9 кл. – организация работы по овладению уч-ся прочными и осознанными знаниями. Усиление практической направленности обучения требует внимания к вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.
Усвоение теоретических сведений осуществляется при анализе, при проведении разборов (навык самоконтроля).
Важнейшее направление программы – формирование навыков грамотного письма; развитие речи: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи уч-ся; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Наиболее тесно русский язык, как предмет, связан с литературой. Связь закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ. Близкие понятия содержатся в курсе ИЗО, истории, географии, биологии.
В 5-9 кл.целесообразно проводить уроки развивающего обучения , которые учат учеников быть учащимися, использовать такие методы работы, как объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский. Различные виды диктантов (творческий, выборочный, предупредительный, зрительный, слуховой и др.) способствуют развитию грамотности учащихся; составление алгоритмов, анализ текста, игровые моменты, тестирование - формированию механизмов регуляции деятельности, развитию самостоятельности, творчества, логики мышления. Основная форма работы-классно-урочная.
Программа рассчитана на 204 ч/год, 6 ч/неделю (в т. ч. 10 ч./диктанты; 35 ч/РР)
Данная программа соответствует учебному пособию по русскому языку для 5 класса: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. «Русский язык. 5 кл.». М., Просвещение, 2008г.
6 класс (основное общее образование)
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи. Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетентность (т.е. осведомлённость школьников о системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетентность (т.е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетентность – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения…
Рабочая программа «Русский язык 6 кл.» разработана на основании нормативных правовых документов: федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Закона об образовании РФ, с опорой на Федеральный базисный учебный план и примерный учебный план.
Основа рабочей программы – авторская программа общеобразовательных учреждений М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского для 5-9 кл. по русскому языку. «Русский язык 5-9 классы». Программы. 6 класс. М., Просвещение, 2008.
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
-отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни обще6ства, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,
-формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах литературного языка;
-сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктограмм и названий пунктуационных правил.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению (20ч в году в 6 кл.)
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – 28 часов в 6 кл. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Это овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся и формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Усвоение теоретических сведений осуществляется при анализе, при проведении разборов (навык самоконтроля).
Важнейшее направление программы – формирование навыков грамотного письма; развитие речи: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи уч-ся; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Наиболее тесно русский язык, как предмет, связан с литературой. Связь закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ. Близкие понятия содержатся в курсе ИЗО, истории, географии, биологии.
В 6 классе целесообразно проводить уроки развивающего обучения , которые учат учеников быть учащимися, использовать такие методы работы, как объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский. Различные виды диктантов (творческий, выборочный, предупредительный, зрительный, слуховой и др.) способствуют развитию грамотности учащихся; составление алгоритмов, анализ текста, игровые моменты, тестирование - формированию механизмов регуляции деятельности, развитию самостоятельности, творчества, логики мышления. Основная форма работы - классно-урочная.
Программа рассчитана на 170 ч/год, 5 ч/неделю ( в т.ч. 10 ч./диктанты; 28 ч/Р.р)
Данная программа соответствует учебному пособию по русскому языку для 6 класса: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Л.А.Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба «Русский язык. 6 кл.» М., Просвещение, 2009г.
7 класс (основное общее образование)
Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетентность (т.е. осведомлённость школьников системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетентность (т.е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетентность – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения…
Задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.
Рабочая программа «Русский язык 7 класс» разработана на основании нормативных правовых документов: Закона об образовании РФ, Федерального компонента государственного стандарта, с опорой на Федеральный базисный учебный план, рабочей программы – авторская программа общеобразовательных учреждений для 5-9 классов по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Русский язык 7 класс. (М., Просвещение, 2008г.)
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,
-формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах литературного языка; - сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктограмм и названий пунктуационных правил.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года в каждом классе выделяются специальные часы.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Это овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся и формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Усвоение теоретических сведений осуществляется при анализе, при проведении разборов (навык самоконтроля).
Важнейшее направление программы – формирование навыков грамотного письма; развитие речи: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи уч-ся; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Наиболее тесно русский язык, как предмет, связан с литературой. Связь закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ. Близкие понятия содержатся в курсе ИЗО, истории, географии, биологии.
Для проверки формирования ключевых компетенций обучающихся по данной рабочей программе возможно проведение контрольных диктантов; тематических тестов; уроков-зачетов с использованием разноуровневого дидактического материала; сочинения, изложения.
Программа рассчитана на 170 ч/год, 5 ч/неделю (в т. ч. 10 ч./диктанты; 28 ч/Р.р)
Используемый учено-методический комплекс: Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова Александрова О.М., Григорян Л.Г., Кулибаба И.И. - издательство Москва: «Просвещение», 2008г.
8 класс (основное общее образование)
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Рабочая программа «Русский язык 8 класс» разработана на основе нормативных правовых документов: Закона об образовании РФ, Федерального компонента государственного стандарта, с опорой на Федеральный базисный учебный план, программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» (Издательство Москва: «Просвещение» 2008 г. Авторы: А М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Русский язык 8 класс). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Курс направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.
Используемый учено-методический комплекс: Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. Издательство Москва: «Просвещение», 2008.
Программа рассчитана на 102 ч/год, 3 ч/неделю (в т.ч. 5 ч./диктанты; 18 ч/Р.р.)
9 класс (основное общее образование)
Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно - практическую направленность. Он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Одна из главных задач преподавания русского языка - здоровьесберегающие технологии (создание психологического микроклимата на уроке, индивидуального подхода к учащимся).
Рабочая программа «Русский язык 9 кл.» разработана на основании нормативных правовых документов: федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Закона об образовании РФ, с опорой на Федеральный базисный учебный план и примерный учебный план.
Основа рабочей программы – авторская программа общеобразовательных учреждений М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского для 5-9 кл. по русскому языку. «Русский язык 5-9 классы». Программы. 9 класс. М., Просвещение, 2008.
Общепредметные задачи работы по русскому языку - воспитание учащихся средствами предмета: развитие логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, преемственности и перспективности между различными разделами курса. Курс синтаксиса - предмет изучения в 8-9 кл. (начальные понятия вводятся в 5 кл.).
Темы по развитию речи пропорционально распределяются между грамматическим материалом (обеспечение равномерности обучения речи).
Одно из основных направлений программы русского языка в 5-9 кл. – организация работы по овладению уч-ся прочными и осознанными знаниями. Усиление практической направленности обучения требует внимания к вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.
Усвоение теоретических сведений осуществляется при анализе, при проведении разборов (навык самоконтроля).
Важнейшее направление программы – формирование навыков грамотного письма; развитие речи: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи уч-ся; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
В 5-9 кл.целесообразно проводить уроки развивающего обучения , которые учат учеников быть учащимися, использовать такие методы работы, как объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский. Различные виды диктантов (творческий, выборочный, предупредительный, зрительный, слуховой и др.) способствуют развитию грамотности учащихся; составление алгоритмов, анализ текста, игровые моменты, тестирование - формированию механизмов регуляции деятельности, развитию самостоятельности, творчества, логики мышления. Основная форма работы-классно-урочная.
Данная программа соответствует учебнику по русскому языку для 9 класса: Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Л.Ю. Максимов, Л.А.Чешко. Русский язык. 9 класс, М.: Просвещение, 2009г.
Программа рассчитана на 68 ч/год, 2 ч/неделю (в т. ч. 3 ч./диктанты; 12 ч/РР).